Новости Отрадного

«Где так вольно дышит человек»

«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...» А еще — гор и вообще — диких просторов, где на многие километры тундры не встретишь и пары человек. Какому художнику под силу изобразить такое? И в какой технике можно передать мощь северной природы, кажущейся незыблемой, но на самом деле хрупкой, переменчивой и разнообразной? Такой художник есть!
Александр Сайков стал певцом суровых красот Арктики: Ямала, Белого моря, Полярного Урала... — давно, но увидеть сразу много его работ у зрителей нашего региона возможности до нынешней весны почти не было. Получить этот уникальный опыт можно в Елагиноостровском дворце-музее в Петербурге. Представленные в экспозиции работы — настоящая песнь любви, потому что, отправившись в 2005 году на пленэр на Белое море, художник навсегда влюбился в Север и посвятил ему свое творчество, несмотря на множество бытовых и профессиональных сложностей работы там акварелью с натуры.
ВЕЗДЕХОД, ПАЛАТКА, ТУШЁНКА…
Кто хоть раз выходил с этюдником на природу, знает разницу между работой в студии и под открытым небом. За возможность передать непосредственное впечатление от натуры и увидеть все нюансы освещения и оттенки цветов художник расплачивается множеством неудобств. Автор на пленэре — это как воин в поле. Ко всему надо быть готовым! Даже к тому, что внезапно изменившаяся погода станет твоим соавтором, увлажнив бумажную основу больше задуманного, размыв каплями дождя часть изображения или «украсив» непросохшую картину налипшими на краску комарами.
Во время своих творческих экспедиций Александр Сайков проходит испытания холодом, ветром, дождем, мошкой… Не говоря уж о том, что просто добраться до любимых им уголков нашей страны — уже приключение, в которое нельзя пускаться без надежных друзей, вездехода, палатки и запаса тушенки со сгущенкой.
ШВАБРА ВМЕСТО КИСТИ
Работать на открытом воздухе сложно, поэтому пленэрные зарисовки и этюды чаще являются вспомогательным материалом, чем самостоятельными работами. Однако Сайков создает свои невероятные по размерам акварели именно на пленэре, причем без подготовительных эскизов и предварительных рисунков. Правда, необычных условия требуют нестандартных решений. В результате этюдником служит сушилка для белья, инструментами — малярные кисти и даже щетки для швабры, а в воду, чтобы она не замерзала при отрицательных температурах воздуха, приходится добавлять соль.
Однако акварель — техника, в которой многообразие приемов сочетается с быстротой исполнения. Именно поэтому она стала излюбленным материалом Александра Васильевича, ведь нужно успеть зафиксировать впечатления, пока мороз не сковал смоченный для работы лист бумаги, а короткий полярный день не погас.
ПЛАНЕТАРНЫЙ МАСШТАБ
Акварель классифицируется как графика, но работы Сайкова справедливее назвать монументальной живописью — пространство в них отдано стихиям. Эти пейзажи не соразмерны человеку. У них планетарный масштаб. Этот мир далек от суеты человеческого общества. Глядя на такие картины, как «Снежные вершины» или «Ямал. Река Харбей», чувствуешь себя настолько малой величиной, что забываешь о собственной сущности, и уже не страшно, не жалко прямо здесь и сейчас, среди этих гор, под философским взглядом заснеженных вершин буквально раствориться, растаять под холодным мелким дождем, став единым целым с тундрой, мхом, болотистой почвой, островками цветов. Остаться навсегда посреди «Ущелья Конгор», но не в качестве живущего там отшельника, а превратиться под начинающимся снежком в камень и лежать в этом месте вечно, чтобы ни происходило среди людей, какие бы страсти их не сотрясали.
Обращаясь к природе как художник, Александр Сайков находит в ней бесконечно поэтические образы, настроения и состояния. Побывать на выставке его работ — всё равно что оказаться на месте путешественников-первооткрывателей и полной грудью вдохнуть напоенный влагой водопада воздух, ощутить ветер с большой воды или обманчивую незыблемость величественных гор.

Жанна Мозговая
Фотографии из архива художника

Александр Васильевич САЙКОВ
Родился в 1957 году. Окончил архитектурный факультет Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина. Многие годы был директором Выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников. Включен в «Книгу Рекордов России»: №2132 — за самый большой пейзаж, написанный акварелью (1х3 метра). Работает в технике акварели, живописи, художественной фотографии. Участник множества выставок в России и за рубежом. Награжден медалями Академии художеств, Союза художников России и др.

Познакомиться с художником, узнать его технологию работы в условиях Арктики и заглянуть одним глазком на выставку
https://vk.com/video-70131412_456267525
Когда: до 21 апреля
Где: Елагиноостровский дворец-музей, Полуциркульный зал Конюшенного корпуса (Елагин остров, Центральный парк культуры и отдыха имени С.Кирова), с 13:00 до 21:00, выходной — пн. Вход по билетам.

 

Вернуться к списку новостей