Записки краеведа

Сила бегущей воды

22 декабря отмечают профессиональный праздник работники энергетической промышленности, охватывающей выработку, передачу и сбыт потребителям электрической и тепловой энергии. День энергетика был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР в память о дате принятия плана Государственной электрификации России на VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 году. В канун этого праздника мы предлагаем вам вспомнить о нереализованных проектах Невских гидроэлектростанций.

Электричество из реки
В последней четверти XIX века Российская империя вступила в полосу бурного экономического развития, которое сопровождалось интенсивным внедрением на производстве различного рода электрических машин и механизмов, а также повсеместным переходом с газового на электрическое освещение, поэтому в стране резко возросла потребность в электрической энергии. На первых порах проблема решалась за счет множества маломощных электростанций, построенных в непосредственной близости от места потребления генерируемой ими энергии. В качестве источников энергии использовались привозной каменный уголь, нефтепродукты, местные запасы торфа и горючих сланцев, но дешевле всего обходилась энергия, получаемая от гидроэлектростанций.
Идея сооружения гидроэлектростанций в России зародилась еще в 1870-х. Военный инженер Ф.А. Пироцкий с 1874 года неоднократно предлагал использовать силу рек и водопадов, расположенных недалеко от Петербурга, для производства электроэнергии и последующей ее передачи для использования в столице империи. Результаты успешных опытов Пироцкого неоднократно опубликовались в специальных журналах.

Трамвай Пироцкого
3 сентября 1880 года инженер продемонстрировал движение вначале пустого, а потом и с сорока пассажирами, двухэтажного моторного вагона со скоростью конной рыси (до 12 км/ч). Этот первый в мире прообраз трамвая с электрическим приводом двигался с разной скоростью, останавливался, снова возобновлял движение или без разворота шел в обратную сторону. Его демонстрация продолжалась около месяца на Болотной улице Санкт-Петербурга, привлекая внимание публики, но, по понятным причинам, вызывая протесты владельцев «конок». При очевидных достоинствах нового вида транспорта городские власти, тем не менее, отказали в финансирование дальнейших работ по его совершенствованию, объясняя это наличием уже заключенных контрактов с обществами конно-железных дорог, которым предоставлялось монопольное право на перевозку пассажиров в черте города. У самого же Пироцкого не было средств для продолжения работ, поэтому из-за недальновидности городских властей регулярное движение электрического трамвая по улицам Петербурга начнется лишь спустя 27 лет, в сентябре 1907 года. Но это уже другая история.

Ток против газа
В 1892-м увидела свет брошюра «Проект снабжения города Петербурга дешевым электрическим током для освещения и движения» изобретателя-самоучки Николая Николаевича Бенардоса, к тому времени уже получивший мировую известность как автор способа дуговой электросварки и резки металлов с помощью угольных электродов (этот способ автором был назван электрогефестом и запатентован во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии, Швеции, Италии, США, Австро-Венгрии и Дании).
Свой проект он предваряет словами: «В настоящее время Санкт-Петербург начинает сознавать необходимость хорошего освещения. Оно найдено, признано хорошим и, несомненно, удобным во всех отношениях. Это именно электрическое освещение. Но оно туго прививается и медленно приобретает себе право гражданственности, враждуя с газом. Такая медленность распространения электрического освещения, несмотря на всесторонние преимущества перед всеми другими способами освещения, происходит вследствие дороговизны электрического тока… Электрическое освещение получило бы полную гражданственность как в общественной, так и в частной жизни, если бы оно стало дешевле, то есть если бы был найден дешевый способ добывания электрического тока. Дешевый способ добычи электрического тока существует, он найден, его надо только умеючи применить и правильно организовать… Предлагаемый мною проект заключает в себе, главным образом, указание на способ добычи дешевого электрического тока для города Санкт-Петербурга», воспользовавшись «силою нашей могучей Невы».

Проект гидроэлектростанции
«Проект мой, — писал Н.Н. Бенардос, — заключается в следующем: между селом Ивановским и Пеллою на левом берегу Невы есть место порогов, которое представляет все удобства для того, чтобы взять у Невы десяток-другой тысяч сил для добычи тут же электрического тока и переслать его в Петербург, где по произволу с большими удобствами распределить между потребителями. Для этого надо воздвигнуть следующее сооружение: от берега до фарватера, по которому проходят суда, поставить ряд устоев, по которым перекинуть крытый металлический мост. В каждом пролете между устоями поместить гидравлические подливные колеса, которые, вращаясь силою течения Невы, передавали бы движение приводу, находящемуся над колесом в здании моста, там же должны помещаться и электрические машины, будучи расположены таким образом, чтобы каждое гидравлическое колесо, находящееся между двумя устоями, имело свою машину с соответствующим приводом. Механизм гидравлических колес должен быть так устроен, чтобы они по желанию во всякое время могли подниматься выше уровня воды, что необходимо производить во время ледохода и в случаях повреждений для производства ремонта.
В мостовом здании кроме электрических машин и приводов должны помещаться также все контрольные, сигнальные и другие приборы и аппараты; оно должно быть отапливаемо в зимнее время и иметь жилые помещения для служащих ремонтной мастерской и конторы.
Место между селом Ивановским и Пеллою мною выбрано для вышеуказанного сооружения потому, что оно никогда не замерзает, каменистое дно реки представляет удобство для гидравлических сооружений, а самое главное то, что в этом месте течение Невы самое быстрое из всего ее протяжения и свободно от хода судов».

Идея линии электропередачи
Передача проводниками тока до центральной станции Петербурга должна была быть сооружена следующим образом: «От мостового здания, где находятся электрические машины до центральной станции в Петербурге, по линии шоссе или по кратчайшей, если будет возможно, должна быть проложена на металлических и каменных столбах воздушная труба из котельного железа, в которой по ее стенкам внутри пойдут электрические проводники, укрепленные на изоляторах особой системы, не допускающие утечки тока и дозволяющей быстро и удобно производить проводку. Труба должна быть такого размера, чтобы в ней свободно помещались по стенкам ее все проводники, а в середине на дне трубы по балкам, составляющим ребра, должен быть проложен рельсовый путь для ручной дрезинки, на которой мог бы свободно проезжать дистанционный сторож, ревизор, смотритель проводов и рабочие для проводки и ремонта».
«Центральная электрическая станция должна находиться в удобном месте Петербурга или его окраин. Всё протяжение электропроводной трубы должно быть разделено на несколько равных по длине участков. Каждый такой участок образуется граничащими его каменными столбами, на которых проходит труба. Столбы эти должны быть устроены в виде башен, в которых должны находиться жилые помещения для дистанционных сторожей и входы в трубу. Каждая такая башня должна иметь громоотвод и быть снабжена инвентарем инструментов для починки проводки и ее осмотра, а также телеграфным прибором или телефоном для передачи известий на исходящую и конечную станции.
Центральная станция, находящаяся в Петербурге, должна заключать в своем здании: машины и приборы для распределения, трансформации и запасания тока, а равно как и все контрольные, сигнальные и измерительные приборы».

Денежный вопрос
Понимая всю сложность предлагаемого проекта, Н.Бенардос признавал, «что в данном случае весьма трудно и почти невозможно частному лицу одному, не имея достаточных материальных средств, произвести изыскания основных данных, необходимых для дальнейшей разработки деталей предлагаемого мною проекта, не говоря уже об исполнении самого проекта, я полагаю, что подобное дело должно и может быть поведено с успехом лишь только компанией при помощи соединенных капиталов».
Автор проекта оказался прав. Из-за денежного вопроса его идеи остались без внимания городских властей. Снабжение столицы электрической энергией было решено осуществить за счет строительства крупных центральных тепловых и многочисленных маломощных электростанций.

Электрификация столицы
В 1886 году Петербургская городская дума вынесла постановление об отводе мест для сооружения центральных электрических станций. Среди прочих фирм, предложивших свои услуги для строительства новых станций, было и АО «Гелиос» из Кёльна. Чтобы опередить конкурентов, общество обещало сделать это по цене керосинового освещения.
22 марта 1897-го Городская управа Санкт-Петербурга подписала с «Гелиосом» договор, а 1 апреля того же года фирма получила разрешение на строительство будущей станции на Новгородской улице, 12–14 (9–11?). Работы велись очень быстро, и менее чем через год, 27 апреля 1897 года, станция дала промышленный ток. Сначала были пущены 7 паровых котлов и 4 паровые машины по 750 кВт. Через год были смонтированы еще 6 котлов и 3 паровые машины. Установленная мощность станции составила 5,25 МВт.
Годом позже первый ток дали еще две крупные центральные электростанции. 22 мая 1898-го на набережной реки Фонтанки, 104 была запущена станция «Бельгийского анонимного общества электрического освещения», первая паровая машина которой имела мощность 350 кВт (к концу 1901-го здесь было уже 18 машин общей мощностью 5,5 МВт). А 16 ноября на набережной Обводного канала, 76 была введена в строй станция «Общества электрического освещения 1886 года» мощностью 3,5 МВт (к 1916 году ее мощность достигла 49,3 МВт, что составило более половины электроэнергии, потреблявшейся городом). Все эти электростанции используется по прямому назначению до настоящего времени.

Первые ГЭС
Первая гидроэлектростанция на европейской части России была введена в строй на Большой Охте в 1895 году. Она была построена под руководством инженеров В.Н. Чиколева и Р.Э. Классона для электроснабжения Охтинского порохового завода в Петербурге. На гидростанции работали два генератора мощностью 120 и 175 кВт, которые могли функционировать как независимо друг от друга, так и совместно включаясь в параллельную работу. При этом генерируемая мощность передавалась на расстояние до 2,66 км.
К 1913 году в Российской империи работало 78 малых ГЭС общей мощностью 8,4 МВт. К 1917 году их мощность возросла до 16 МВт, но это была капля в море — гидроэлектростанции вырабатывали менее 2% электроэнергии в стране.

План ГОЭЛРО
После Октябрьской революции и последовавшей за ней гражданской войны экономика страны оказалось в глубоком кризисе. Руководители молодого государства хорошо понимали, что в условиях враждебного окружения выживание государства зависит от его экономической мощи, которая непосредственно связана с состоянием электроэнергетики. В конце ноября 1920 года был подготовлен план электрификации страны, известный как план ГОЭЛРО, а месяц спустя, 22 декабря, он был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов.
План предусматривал сооружение в течение десяти лет 30 крупных электростанций общей мощностью 1,75 ГВт, в том числе 10 ГЭС общей мощностью 535 МВт. Три из них: Волховская, Нижне-Свирская и Верхне-Свирская — должны были быть построены на территории современной Ленинградской области. До Великой Отечественной войны удалось ввести в эксплуатацию только две из них — Волховскую (1926) и Нижне-Свирскую (1936).
В то же время было возведено несколько других гидроэлектростанций, не фигурировавших в изначальном плане, с помощью которых пытались восполнить «недостачу». Так, к примеру, на реке Оредеж к двум уже существовавшим Даймищенской и Сиверской ГЭС в 1935–1936 годах были построены Рождественская и Белогорская ГЭС мощностью по 175 кВт каждая.

Возврат к задумкам Бенардоса
По-видимому, тогда же кто-то в аппарате Ленинградского обкома партии вдруг вспомнил о предложении Николая Бенардоса воспользоваться «силой нашей могучей Невы» для производства дешевой электроэнергии. Было принято решение проявить инициативу по строительству гидроэлектростанции на Неве. Косвенным свидетельством того, что эта инициатива получила одобрение руководства обкома и были начаты изыскательные работы по выбору места строительства ГЭС на Неве, является история, связанная с отводом земельного участка Ленинградскому областному обществу содействия развития водного транспорта «Ленснабосводу» под застройку мастерских мелкого судостроения. Эти мастерские планировалось разместить на территории площадью 12,5 га, принадлежавшей колхозу «Красное Усть-Тосно» Тосненского района. Предполагалось, что уже в 1933 году мастерские должны были изготовить 6000 штук спасательных и прогулочных шлюпок, 50 моторных катеров, 10 буеров и 5 яхт. Архивные источники сообщают, что на ноябрь 1932 года колхозу «Красное Усть-Тосно» принадлежала территория площадью 88,36 га, 30,54 из них приходилось на болото.
В январе 1933 года постановлением Тосненской райземкомиссии было решено просьбу «Ленснабосвода» удовлетворить, закрепив за ним участок земли площадью «2,5 га пашни и 10 га заболоченного сенокоса», а также возложить на «Леноблосвод» компенсацию колхозу «Красное Усть-Тосно» стоимости мелиоративных работ участка земли взамен выделенного «Леноблосводу».
И все бы ничего, но в архивных материалах этого дела содержится документ с предупреждением о том, что в связи со строительством Невской гидроэлектростанции уровень воды в Тосне повысится и пойма реки, скорее всего, подвергнется затоплению. Это предупреждение дает основание предположить, что место строительства Невской гидроэлектростанции было выбрано не на Ивановских порогах, как предлагал Бенардос, а гораздо ниже по течению Невы.

Станция в Усть-Славянке
Ленинградскому институту «Гидроэнергопроект» была поручена разработка проектного задания на возведение Невской ГЭС с гидроузлом у Кривого колена в районе Усть-Славянки. В 1953 году эта разработка была закончена и представлена на утверждение. Невской ГЭС был присвоен порядковый номер 15. Генеральный план сооружений гидроузла и эскиз здания ГЭС №15 дают представление о масштабе гидротехнического сооружения, которое, будь оно реализовано, могло появиться на Неве и ее левобережной части в районе Кривого колена.
При рассмотрении проектного задания было принято во внимание, что низкий напор воды и небольшая мощность ГЭС при относительно больших затратах обусловили недостаточную экономическую эффективность Невской ГЭС №15, и проектное задание утверждено не было. Нереализованный проект носил гриф секретности до 1994 года.
В июне 1994-го на страницах газеты «Ладога» было опубликовано интервью с бывшим директором Невского судостроительно-судоремонтного завода Ильей Михайловичем Гуревичем. На вопрос, с чем был связан его неожиданный уход с завода в 1954-м, последовал ответ: «С волюнтаризмом первого секретаря Ленинградского обкома партии Ф.Р. Козлова. Страна тогда была заражена гигантоманией — строительством гидроэлектростанций. Обком не остался в стороне и предложил построить гидроузел в районе Ивановских порогов на Неве». Как следствие поднялся бы уровень воды, что привело бы к затоплению больших территорий. Пострадали бы и Шлиссельбург, и территория завода на Фабричном острове, что делало невозможной перспективу его дальнейшего развития. «В таких условиях я не мог исполнять в полной мере обязанности директора завода и настоял на передаче своих полномочий главному инженеру Игорю Михайловичу Студенову».

Невский гидроузел
Вновь вопрос о постройке Невской ГЭС возник в связи с проектами защиты Ленинграда от наводнений. Прорабатывались два варианта защиты. Согласно первому защитные сооружения следовало возвести по краю дельты Невы и Невский гидроузел стал бы непременным элементом защитного комплекса. Согласно второму — по западной границе Невской губы, тогда роль Невской ГЭС была бы вспомогательной. Гидроузел позволил бы не только регулировать сток Невы, но и избавил бы Ленинград в зимний период от зажорных наводнений, которые происходят из-за того, что под поверхностью воды образуется шуга (внутриводный лед), забивающая русло реки по всему сечению и заставляющая Неву выходить из берегов. Гидроузел должен был представлять собой комбинацию плотины, шлюзов, ГЭС и мостовых переходов.
В 1969 году было утверждено технико-экономическое обоснование защиты Ленинграда по второму варианту, однако требовалось дополнительно разработать ТЭО на Невскую ГЭС. Согласно ему станцию предлагалось возводить не на Ивановских порогах, а в районе поселка Сапёрный. В декабре 1978-го Совет министров СССР утвердил технический проект защиты Ленинграда от наводнений, однако по соображениям экономической целесообразности Невский гидроузел из него был исключен.

Юрий Егоров

Вернуться к списку новостей