Новости Отрадного

Медный миф

В 1980-е годы на страницах газеты районного масштаба появилась статья, посвященная истории молодого тогда еще города Отрадное, в состав которого вошло село Ивановское. В описании славного дореволюционного прошлого указывался такой эпизод: «Когда в середине XIX века Ивановское перешло в собственность богатейшего русского промышленника, миллионера Саввы Яковлева, тут работал меднопрокатный завод, поэтому в некоторых документах и книгах селение называлось Медным».

Впоследствии эта цитата кочевала из статьи в статью и сейчас встречается на многих сайтах, однако даже беглого знакомства с биографией Саввы Яковлевича Яковлева (урожденного Собакина) достаточно для опровержения этого мифа. Дело в том, что основные даты жизни российского предпринимателя ограничиваются 1712–1784 годами. Какая же это середина XIX века?

Относительно же меднопрокатного завода выяснилось, что это была фабрика медного передела, она находилась в месте, именовавшемся Медным, и принадлежала гамбургскому купцу Поппе. Селение Медное (оно же деревня Мустолово) располагалось на правом берегу реки Мойки, в пятнадцати километрах от села Ивановского, и действительно в начале XIX века принадлежало Яковлеву, но не Савве, а его внуку Ивану Михайловичу.

Как же автор статьи мог запутаться не только во времени, но и в пространстве? История рождения мифа оказалась куда более интересной, чем сам миф. И сейчас я вам расскажу свою версию его возникновения, опираясь на источники, которые были доступны автору в то время.

«Виновников» произошедшего оказалось двое. Первый, писатель и издатель Николай Александрович Лейкин, «повинен» в том, что в 1885 году купил на берегу реки Тосны рядом с селом Ивановским дом, в 1886–1897 годах дважды принимал там А.П. Чехова (Антон Павлович в письмах неоднократно упоминает эти визиты; его переписка опубликована в полном собрании сочинений, тома с письмами изданы несколькими годами раньше появления статьи), а в 1899-м продал, купил другой рядом с Медным и нигде публично об этом не заявил. Новая усадьба Лейкина, надо сказать, была довольно любопытной: в саду находилась «зала в два света», соединенная с домом коридором; простенки в коридоре и стены в «зале» украшали причудливые картины, а сводчатый потолок был расписан под небо с облаками. Лейкин умер в начале 1906 года, завещав имение колонии для детей-сирот.

Спустя три года о картинах в доме Лейкина стало известно второму «виновнику», искусствоведу Николаю Николаевичу Врангелю. Барон в то время собирал материалы для своей работы «Старые усадьбы» и, прихватив фотографа, отправился в Медное. Сфотографировав картины и сам дом, Врангель побеседовал с местным старожилом. Тот сообщил, что до Лейкина дом принадлежал каким-то Ивановым, а совсем давно — Яковлеву, и объяснил название места тем, что тут когда-то был медный завод. Николай Николаевич, не мудрствуя лукаво, приписал живопись кисти неизвестного крепостного художника конца XVIII века и опубликовал свои труды сначала на станицах журнала «Старые годы», потом в двух своих книгах. Текст отличается только в мелочах, но самое интересное — сразу за описанием дома Лейкина в Медном следует абзац про станцию Ивановская, где, правда, автор путает здание почтовой станции с дворцом Пелла. При прочтении складывается впечатление, что вот он, дом Лейкина, а рядом — Ивановское. Тут и не такой миф можно родить!..

Справедливости ради следует сказать, что автор мифа буквально через год разобрался в пространственном положении мест и опубликовал в той же газете прекрасную статью про имение Медное. К тексту прилагались фотографии дома. В наше время интернетные копирайтеры стали украшать этими кадрами свои творения про город Отрадное, перемещая дом из Медного обратно на Тосну. (Впрочем, некоторая связь тут все-таки существует. Сейчас на месте бывшей деревни Мустолово (Медного) расположено садоводство Ленинградского мачтопропиточного завода, а чуть дальше, в садоводстве «Пелла», есть Отрадная улица.)

Про само Медное тоже есть немало мифов, но это уже совсем другая история.

 

Сергей Худяков

Вернуться к списку новостей